Бизнес по-русски: управляемое банкротство «Дальневосточной транспортной группы»

Оказывается интересные истории происходят не только с производителями минеральных удобрений, но и с их перевозчиками. Но если, с Уралхимом и Тольяттиазотом, находящимися в процессе многолетней войны все понятно, то вот с банкротством крупнейшего независимого дальневосточного перевозчика Гуппой компаний ДВТГ все не так чисто.

Как пишут наши коллеги из Infranews, в 2008-ом году Группа компаний ДВТГ под бессменным руководством Раисы Паршиной отлично себя чувствовала на рынке железнодорожных перевозок России и строила вполне амбициозные планы по дальнейшему расширению бизнеса. Видимо, уверенность менеджеров ДВТГ передалась и другим участникам рынка, в результате чего Группа ДВТГ через свою компанию ДВТГ-Финанс провела успешное размещение облигаций на сумму более 6 млрд. рублей, а многие российские банки, среди которых были замечены АК БАРС, Возрождение, ВТБ, Промсвязьбанк и МБРР выдавали прямые кредиты входящей в Группу ДВТГ компании ООО «Юрганз» на приобретение железнодорожных вагонов.

К концу 2008 года кредитный портфель только этой компании составлял уже более 10 млрд. рублей. ООО «Юрганз» играло ключевое место в схеме привлечения финансирования, так как именно этой компании руководством Группы была определена роль основного держателя подвижного состава. ООО «Юрганз» к концу того же 2008 года имела в собственности и арендовала более 11 тысяч различных вагонов, доходы от эксплуатации которых должны были идти на погашение купонов по облигациям, а также на погашение кредитов, полученных в банках.

При этом Раиса Паршина неоднократно выступала с критикой в адрес ОАО «РЖД» , обвиняя государственного монополиста в ущемлении интересов независимых железнодорожных перевозчиков и использования административного ресурса в борьбе с частными конкурентами. Характерно, что в 2009-ом году и у самой Паршиной начались проблемы.

Денежного потока Группы ДВТГ стало не хватать на обслуживание всех долговых обязательств и в начале 2009-ого года Группа ДВТГ объявила дефолт. Обращу внимание еще раз на даты — все хорошо до декабря 2008 года, а уже в начале 2009 года — все плохо.  Может быть, всему виной был кризис 2008 года? Но ведь облигации размещались и кредиты брались в 2008 году и на момент заимствований Группа ДВТГ исходила из того (или делала вид, что исходила), что кредиты сможет вернуть. А в 2009-ом году почти сразу заговорила о необходимости реструктуризации, поставив держателей облигаций и банки-кредиторы перед нелегким выбором. Но, как оказалось,  выбор надо было делать не всем пострадавшим на финансировании Группы ДВТГ, кому-то удалось вернуть большую часть вложенных денег. И опять примечательную роль в этом сыграло ООО «Юрганз».

Судите сами. К концу 2009-ого года собственный вагонный парк сократился более чем на 2 000 штук вагонов, часть арендных договоров была расторгнута. А где выручка от продажи подвижного состава? Ее следы теряются в недрах ДВТГ, зато хорошо видно, что задолженность перед той же компанией ДВТГ-Финанс к концу 2009-ого года была уменьшена на сумму более 3,5 млрд. рублей. Нет, этих денег держатели облигаций не увидели, им предложили вместо этого подумать над обменом облигаций 1 и 2-х выпусков, которые они неосмотрительно купили, на 3-й выпуск, который, уж точно Группа ДВТГ бы обслуживала вовремя и в срок. Некоторым из держателей облигаций удалось заставить ДВТГ заплатить хотя бы часть долга, но на фоне общего объема непогашенных обязательств воспринимать это как добросовестную позицию Группы ДВТГ не приходится.

Также остаются вопросы и к самим сделкам по продаже вагонов, в частности, не до конца ясно, кто приобрел эти 2 000 штук вагонов и по какой цене. Зачем было продавать вагоны по заниженной цене, если компания должна так много денег другим кредиторам? Или покупатели вагонов были теми, кто и должен был их купить, а кредиторы могут и подождать?

В любом случае, к концу 2009-ого года ООО «Юрганз» окончательно стало несостоятельным, т. е. расплатиться перед всеми кредиторами компания уже не могла (или не хотела). Получается, что в 2008-ом году ООО «Юрганз» привлекло 10 млрд. рублей, купило и арендовало вагоны, а к концу 2009-ого года большая часть вагонов была продана, а 3 млрд. рублей «растворилось» между ООО «Юрганз» и ДВТГ-Финанс. Позже, компания ДВТГ-финанс была ликвидирована, так что «концы» были зачищены на случай, если кто-нибудь начнет интересоваться этими вопросами.

Это не помешало в том же 2009-ом году знаминательной Раисе Паршиной, которая все так же оставалась у руля Группы ДВТГ, войти в ТОП-50 самых влиятельных деловых женщин России по версии журнала «Финанс». А в 2010-ом году «RBC-Daily» назвал Раису Паршину в числе «20 самых успешных женщин России в бизнесе, спорте и общественной деятельности».  Однако компания, которой управляла Раиса Николаевна, была чуть менее успешна, чем ее топ-менеджер — в июле 2010-ого года ООО «Юрганз», на котором висело основное каличество кредитов, начало процедуру банкротсва в Арбитражном суде Амурской области. Компания сама подала на банкротство, но не из-за того, что сильно переживала за кредиторов, а только для того, чтобы обеспечить себе контроль за процедурой. Ведь цель была не в том, чтобы по справедливости удовлетворить требования пострадавших от инвестиций вкладчиков, а в том, чтобы использовать оставшиеся вагоны себе во благо, иначе сложно объяснить все то, что стало происходить в банкротстве этой компании и тот факт, что само банкротство длится уже 4 года.

А происходило и происходит много интересного. Понятно, что сроки проведения процедуры постоянно продлялись. На каком-то этапе  компания перешла во внешнее управление, итогом которого вроде как должно было стать удовлетворение требований кредиторов, чего, естественно, не произошло. Состав кредиторов стал меняться, среди участников процесса появились компании, которые не были первоначальными кредиторами ООО «Юрганз», а стали ими после приобретения долгов. И как-то совершенно случайно эти компании оказались аффилированными с руководством Группы ДВТГ.

Зачем выкупать свои же долги, спросите вы? В чем смысл? А смысл в том, что у этих долгов есть приятный момент — за ними стоят реальные вагоны. А долг у кредиторов, уставших ждать 4 года разрешения этой нелепой ситуации, можно купить с огромной скидкой. Вот здесь и лежит суть схемы: взяли кредиты, купили вагоны, начали банкротить компанию, купили долг с большим дисконтом, в придачу с вагонами, и получили неплохой результат. Получается, что у г-жи Паршиной нет денег рассчитаться с кредиторами, но чудесным образом есть деньги на выкуп собственных долгов. Разумеется нельзя забывать и о том, что 4 года вагоны не стоят на «запасном» пути, а вполне себе катаются по просторам нашей необъятной Родины и приносят деньги. Нет, не кредиторам, как вы могли подумать, а Группе ДВТГ.

Все это стало возможно исключительно благодаря тому, что Раиса Николаевна напрямую контролирует процесс банкротства компании, через казалось бы независимого конкурсного управляющего г-на Юдина, который особо и не думал, кому можно сдать в аренду вагоны, пока компания банкротится. Правильно, умный читатель сразу поймет, что арендаторы вагонов — это также компании, аффилированные с Группой ДВТГ и ее непосредственным руководителем. Вот только г-н Юдин внятно не может объяснить, зачем сдавать в аренду вагоны компаниям, которые не платят арендную плату в конкурсную массу Должника.

Но ведь конкурсный управляющий должен действовать в интересах всех сторон банкротства, а не только Должника, скажете вы. Да, по закону должен, но, очевидно, г-н Юдин иначе понимает закон. От ближайшего окружения г-жи Паршиной была получена переписка, подтверждающая, что г-н Юдин согласовывает все свои действия и получает прямые указания от главного акционера Группы ДВТГ Раисы Паршиной по вопросам банкротства компании. Наконец проливается свет на все действия г-на Юдина, которые он совершает как конкурсный управляющий, не заботясь об интересах других кредиторов, что приводит к постоянному потоку жалоб. Тем не менее, пирамида продолжает действовать, а г-жа Паршина получает прибыль. Крайне интересно было бы узнать мнение правохранительных органов о легитимности подобных действий, сделок и операций, вы так не считаете?