Нулевая обработка почв может быть решением для сельского хозяйства на Среднем Западе
На Среднем Западе США ситуация с почвой довольно мрачная. По словам Джерри Хатфилда (Jerry Hatfield), директора лаборатории из Службы сельскохозяйственных исследований при Министерстве сельского хозяйства США, эрозия почв на Среднем Западе составляет в среднем 5 тонн на акр угодий в год, а в тяжелых случаях данный показатель достигает и 100 тонн на акр земли. Потери особенно усугубляются тем фактом, что данные показатели значительно превышают темпы восстановления почвы.
“Показатели эрозии зависят от времени года. Всему причиной являются осадки”, заключает Хатфилд. Действительно, интенсивные погодные явления весной становятся нормой на Среднем Западе. Весной, когда на полях еще нет урожая, нуждающегося в влаге, выпадает наибольшее количество осадков. А так как нет растительности, способной поглощать воду, или по крайней мере в значительной мере погасить энергию выпадающих осадков, то в результате избыточные дожди приводят к увеличению водостока и эрозии. По состоянию на январь 2017 года, 23,5 млн. акров (свыше 9 млн. Га) земель было зарегистрировано в национальной программе CRP, что помогло улучшить качество воды и уменьшить эрозию почв. CRP (Conservation Reserve Program), или программа восстановительной консервации сильноэродируемых земель – это программа по восстановлению эродируемых земель при Министерстве сельского хозяйства США, в рамках которой государство выплачивает фермерам конвертацию какой-то части используемых в сельском хозяйстве земель на посадку трав, деревьев и другой растительности для снижения эрозии почв и улучшения качества воды.
Но являются ли эти меры достаточными для решения проблемы? “За счет такой практики вы защищаете земли от эрозии и сокращаете количество осадков, попадающих в водяные потоки”, говорит Чад Уоттс (Chad Watts), исполнительный директор Информационного центра по технологиям сохранения окружающей среды в штате Индиана, объясняя преимущества участия в программе CRP. Суть данной практики заключается в том, что аграриям требуется меньше беспокоить почву и больше уделять внимания растительным остаткам и покровным культурам.
“Ваша почва является чем-то большим, чем просто средой, в которой Вы выращиваете растения”, объясняет Уоттс. Падение многих цивилизаций происходило тогда, когда они истощали свои почвы до состояния полной непродуктивности, считает он. Помимо этого, современная практика обработки почв возмущает экологов.
“Нет никаких экономических и агрономических причин для оправдания методов обработки почв.”, считает Дог Питерсон (Doug Peterson), региональный почвовед в штатах Айова и Миссури из Национального агенства по охране натуральных ресурсов. По его мнению, современные методы обработки почв разрушают все то, что способствует восстановлению почвенного покрова и его продуктивности.
“Практика обработки почв укоренилась в большинстве людей сильнее, чем религия”, считает почвовед. Так, из поколения в поколение среди аграриев передается идея о том, что обработка почвы необходима для сохранения продуктивности последней, однако это не так. Наоборот, вспашка снижает агрегативную устойчивость почвы, так как корневые выделения действуют подобно клею, удерживая частицы земли. Соответственно при отсутствии подобного склеивания и наступает эрозия почвы.
Тест на клейкость почвы является отличной демонстрацией того, что происходит в поле. В два сосуда с водой помещаются куски почвы со вспаханного и нетронутого поля соответственно. Разница становится видна практически сразу – земля с обработанного поля лишена клейкости, и растворяется в воде достаточно быстро.
Помимо этого, проблема качества почв заключается не только в воде, но и и в кислороде. “Корни, растущие в почве, по настоящему зависят от кислорода. Почва нуждается в кислородном обмене, который ограничен в случае с почвой без здоровой биологии”, объясняет Хатфилд.
Идеальное поле, по словам Хатфилда, представляет собой не подвергающуюся вспашке землю с покровными культурами, повышающими агрегативную устойчивость и воздушно-водную проницаемость.
Вот три шага, помогающие в оздоровлении почвы:
1. Скорректируйте свою стратегию. Оставьте пожнивные остатки, что в совокупности с покровными культурами и травяным покровом помогут сохранить воду на полях и снизить вымывание. Струйчатая или овражная эрозия, при которой сконцентрированный поток воды образует глубокие каналы, отличается от других типов эрозии, так как ее результаты видны сразу. Тем не менее, другие типы эрозии, такие как плоскостная эрозия, при которой почва смывается слоями в результате дождя или потоком воды, а также ручейковая эрозия, при которой земля вымывается под действием множества мелких ручейков, ответственны за наибольшие потери земляного покрова.
По мнению Питерсона, не стоит недооценивать даже незначительную эрозию. Так, потеря акра земли в лист бумаги толщиной эквивалентно потере 5 тонн почвы. Только если Вы наблюдаете совершенно чистую воду в поле после дождя – только тогда можно считать, что эрозия почвы обошла Вас стороной, добавляет почвовед.
2. Произведите правильные действия по исправлению ситуации. “Например, если у Вас есть размытый водой овраг, большого урожая Вы не получите. Вы выиграете больше, если исправите ситуацию и сделаете это правильно.”, говорит Уоттс. При рассмотрении методов восстановительной консервации ключевым моментом является вопрос о том, как она вписывается в Вашу производственную систему. Иными словами, существует множество вариантов восстановления почвы, при которых удасться сохранить продуктивность и прибыльность хозяйства.
3. Исправляйте проблему, а не симптомы. В последние годы особое внимание уделялось созданию вегетативных буферов, однако их следует рассматривать как последнюю линию обороны. “Если есть вода, то будет и смещение почвы. Некоторое движение все равно неизбежно.”, считает Уоттс. Правильным ответом при решении проблемы будет создание адекватного менеджмента почвы, а не попыткой удержать землю, нутриенты и влагу в поле.
Вспашка полей, помимо нарушения клейкости почвы и способности оной пропускать воду и кислород, также влечет за собой и нарушение естественной среды обитания земляных червей. “Чем более активна биология почвы, тем большую отдачу Вы получаете от системы”, утверждает Питерсон.
Возьмем, к примеру, цикл нутриентов в земле. В обрабатываемом поле лишь от 30 до 50 процентов нутриентов поступает в растения, в то время как в не подвергавшейся обработке почве доля доступных для растений нутриентов достигает 70-90 процентов. Кроме того, даже если потеря нутриентов в поле составляет в денежном выражении 10-30 долл. на акр земли, это все равно существенная потеря инвестиций.
По мнению Хатфилда, только комбинация из покровных культур и отказом от вспашки может решить проблему. В то время как покровные культуры насыщают поле органикой, нулевая обработка почвы способствует агрегативной стабильности. В совокупности данные методики позволят создать здоровую почву, и, тем самым, снизят необходимость в восстановительной консервации, которая лишь лечит симптомы.
Вот почему использование покровных культур набирает обороты. “Все больше и больше производителей начинают видеть ценность в этом, им лишь нужно решить, как это будет работать в их собственных системах”, считает агроном.
У этой вековой истории может быть только новый, экологически безопасный конец.
Понравилась статья?
Раз в неделю наши подписчики получают сводку актуальных новостей отрасли. Присоединяйтесь и вы!
Обсуждение0 комментариев