Владимир Пастухов: «Мы открыты к работе с любой организацией реального и научного сектора»
В последние годы в отечественной химической индустрии, особенно в сфере выпуска минеральных удобрений, было реализовано много проектов с использованием иностранного оборудования. Теперь же из-за санкций зарубежные поставщики ограничивают отгрузки в Россию даже «минимально технологичных» комплектующих, необходимых для стабильной работы химических агрегатов. О путях преодоления сложившихся трудностей Fertilizer Daily рассказал генеральный директор Агентства по технологическому развитию Владимир Пастухов.
— Уважаемый Владимир Александрович, как вы оцениваете текущую ситуацию в российской отрасли по производству минеральных удобрений?
— На мой взгляд, она противоречивая. С одной стороны, выпуск азотных и фосфорных удобрений за десять месяцев 2022 года вырос, с другой – сократилось производство калийных удобрений. Это следует из данных Росстата.
Западные санкции на них формально не распространяются, но за счет действия в отношении акционеров и руководителей российских химических холдингов затрудняются экспортные поставки.
Подобное положение дел не может не сказаться на намеченных инвестиционных программах. Формально проекты не останавливаются, но это не значит, что их реализация идет без отклонений от планов. Среди проблем, с которыми столкнулись отечественные химические предприятия, — нестабильное снабжение технологическим оборудованием и запчастями.
До санкций иностранные инжиниринговые компании поставляли для своих клиентов в России все необходимые им агрегаты и детали, теперь же, осознавая собственные риски, уходят в тень. В таких случаях химические заводы вынуждены искать альтернативных поставщиков для обеспечения своих мощностей запчастями и материалами.
— В складывающихся условиях есть ли инструменты для решения этой проблемы? Параллельный импорт, например…
— Параллельный импорт – эффективная в текущих реалиях мера. Однако он нужен, скорее, как инструмент оперативного реагирования. Гораздо более важным является переход от импортного оборудования и комплектующих к российским аналогам. Так родилась идея о дополнении существующей системы поддержки обратным инжинирингом, заключающемся в моделировании какого-либо компонента за счет изучения оригинального иностранного образца.
Для тиражирования практики в феврале 2022 года Правительство Российской Федерации утвердило постановление №208, предусматривающее программу предоставления грантов на разработку конструкторской документации на комплектующие, необходимые различным отраслям промышленности, включая и химическую. Ее оператором является Агентство по технологическому развитию.
— Каков порядок предоставления грантов и кто может на них претендовать?
Прежде всего химические предприятия, нуждающееся в тех или иных запчастях, сырье или материалах (если их выпуск в России отсутствует или ограничен), направляют в адрес Агентства по технологическому развитию письма с обоснованием потребности в них. Затем они рассматриваются на заседании экспертной отраслевой группы, которая определяет степень критичности комплектующих и наличие в России объективных возможностей для их производства в необходимых объемах.
При вынесении экспертами положительного решения изделия заносятся в перечень приоритетных комплектующих. Потом проводится конкурс и по его итогам определяется исполнитель, который получит грант и за счет него будет разрабатывать документацию.
В качестве исполнителей могут выступать конструкторские бюро, инжиниринговые фирмы, а также подразделения машиностроительных заводов, обладающие достаточным опытом разработки такой документации. Они в обязательном порядке должны пройти квалификацию – подтвердить свою компетенцию.
Для этого им следует зарегистрироваться в Государственной информационной системе промышленности и представить договора на выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на сумме не менее 10 млн рублей за три года.
— Какие моменты следует учесть тем, кто хочет получить грант?
Потенциальным исполнителям стоит обратить внимание на то, что максимальный размер гранта не может превышать 100 млн рублей. Подобный потолок обозначен в постановлении Правительства Российской Федерации №208. В нем же четко регламентировано, на что именно исполнитель может потратить средства из выделенного ему гранта.
Например, не более 70% от общей величины гранты он имеет право израсходовать на зарплату сотрудникам, однако только тем, кто непосредственно занимается разработкой конструкторской документации. До 50% гранта разрешается направить на материальные расходы – приобретение исследовательского, испытательского и контрольно-измерительного оборудования, изготовление опытных образцов и макетов.
Это сделано не случайно – полученный грант исполнитель должен использовать исключительно по целевому назначению и в соответствии с согласованной сметой. Раз в три месяца и по итогам проекта он предоставляет отчет о расходовании средств гранта. Организациями, ранее получавшими господдержку, такие требования воспринимаются как стандартные.
— Что происходит после того, как конструкторская документация подготовлена?
Исполнитель предоставляет ее Агентству. Если исполнитель принимает обязательства по организации производства на себя, то он пользуется конструкторскими документами в течение четырех лет со дня передачи.
В альтернативном случае Агентство обеспечивает доступ к ней производителям, которые в обязательном порядке проходят у нас квалификацию. Правда, тут есть важный нюанс: на безвозмездных условиях конструкторскую документацию получает исключительно разработчик и до момента достижения определенного результата по выручке – она должна накопленным итогам в два раза превысить сумму гранта.
— Осуществляются ли сейчас какие-либо проекты по обратному инжинирингу в отрасли минеральных удобрений?
Да, Агентство по технологическому развитию поддержало два проекта по разработке критических комплектующих для завода «Щекиноазот». Замечу, что в отраслевом разрезе по числу обращений на обратный инжиниринг химическая индустрия входит в число лидеров.
И мы видим, что предприятия, выпускающие как минеральные удобрения, так и специальное химическое оборудование, заинтересованы во взаимодействии с нами. Крайне перспективными считаем проекты в малотоннажной химии. Здесь нашей задачей становится не просто организация производств комплектующих, а обеспечение выпуска модульных решений. Как минимум, это участие в разработке унифицированных узлов для малых гибких химических фабрик, как максимум – долгосрочные планы по выходу на экспорт. Дело в том, что отдельные инженерные решения по совмещению таких модулей в мире только разрабатываются, и у ведущих российских вузов есть все шансы оказаться в числе первых.
— Владимир Александрович, многие приборы, применяемые российскими химиками, как на базе промышленных предприятий, так и научно-образовательных учреждений, завезены из-за границы. Недавно же был создан консорциум, который призван стать своего рода опорой научного приборостроения в нашей стране. Его членом является возглавляемое вами Агентство. Не могли бы Вы рассказать о нем подробнее?
В состав консорциума вошли Московский физико-технический институт, Московский инженерно-физический институт, Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, Московский институт электронной техники, Сколковский институт науки и технологий, Всероссийский научно-исследовательский институт оптико-физических измерений и Агентство по технологическому развитию.
Консорциум будет заниматься разработкой научных приборов гражданского назначения. Уже определены 15 пилотных позиций, и работа по их созданию идет полным ходом.
В целом же в рамках деятельности консорциума Агентством будет выполняться полный комплекс работ для того, чтобы отечественные приборы вышли «на серию» в сжатые сроки с опорой на оптимальные меры поддержки. Их выявлению и подбору мы также окажем содействие.
Будет сформирована приоритетная с точки зрения импортозамещения номенклатура научного оборудования, помимо упомянутых 15 приборов. И если химическим компаниям, их научным институтам и инжиниринговым центрам потребуется специализированное научное оборудование, мы обязательно примем во внимание их потребности.
Как и по грантовой программе, мы открыты к работе с любым вузом и научной организацией.
Понравилась статья?
Раз в неделю наши подписчики получают сводку актуальных новостей отрасли. Присоединяйтесь и вы!
Обсуждение0 комментариев