Денис Болушевский: «Российская химия укрепит свой технологический суверенитет с помощью обратного инжиниринга»
Отечественная химическая отрасль постепенно наращивает выпуск основных видов продукции. Например, согласно данным Федеральной службы государственной статистики, в январе-марте 2024 года производство аммиака увеличилось на 5,1% до 4,6 млн тонн, минеральных удобрений — на 18,9% до 7,1 млн тонн, гербицидов — на 5,4% до 40,7 тыс. тонн, фунгицидов — на 18,5% до 12,4 тыс. тонн.
Вместе с тем, на повестке дня стоит вопрос о технологическом суверенитете российской химической индустрии. О том, как его можно достигнуть, с Fertilizer Daily поделился управляющий директор Агентства по технологическому развитию Денис Болушевский.
— Уважаемый Денис Олегович, каковая текущая ситуация с инжинирингом в российской химической отрасли?
— В химической индустрии нашей страны идут процессы, которые окажут на нее влияние в долгосрочной перспективе. Западные инжиниринговые компании ушли из России или свернули в ней деятельность до минимума, напротив, заметно усилились позиции отечественных проектных и конструкторских организаций. Их можно разделить на две категории, первая представлена самостоятельными институтами и центрами, такими как ГИАП и НИИК, вторая — корпоративными, в частности, «ЕвроХим» владеет «ПроТех Инжинирингом», «ФосАгро» — НИУИФом.
Российские инжиниринговые институты и фирмы решают самые различные задачи для нужд заказчиков. Среди них: разработка технологий выпуска химических соединений, создание новых типов агрегатов, проектирование установок для последующего строительства на площадках заводов.
— Как вы оцениваете значение обратного инжиниринга комплектующих изделий, используемых на химических агрегатах?
— Он занимает особое положение. До санкций иностранные инжиниринговые компании поставляли комплектующие изделия своим клиентам. Так, проектирование и создание технологических установок с их последующим техническим обслуживанием и ремонтом относились к функциям зарубежных партнеров. Теперь же от подобной практики отказались, и химические предприятия вынуждены восстанавливать кооперационные цепочки при участии российских производителей.
В одних случаях можно найти альтернативу, в других — нет. Зачастую приходится закупать компоненты за границей по параллельному импорту. Поэтому здесь открывается широкое поле возможностей для обратного инжиниринга запасных частей. Им могут заниматься не только самостоятельные конструкторские фирмы и инжиниринговые подразделения вузов, но и специализированные подразделения химических холдингов.
Также востребован обратный инжиниринг веществ и соединений, не выпускаемых на отечественных химических заводах. Правда, о сырье для производства минеральных удобрений речь не идет, с ним проблем нет, здесь разговор про разработку российских заменителей зарубежных пестицидов и их активных компонентов. Проводить их обратный инжиниринг вполне по силам научным институтам и химическим компаниям.
— А специалистов в области обратного инжиниринга хватает?
— Вопрос о подготовке профессиональных кадров в области обратного инжиниринга сегодня актуален как никогда — налицо рост потребности в инженерах и технологах, умеющих воспроизвести какую-либо деталь или вещество в лаборатории и потом масштабировать на конкретном производстве. Получение одного и того же компонента или соединения в условиях лаборатории и промышленного предприятия существенно разнится по параметрам и динамике протекающих процессов, величине издержек.
— Поддерживает ли государство обратный инжиниринг и какую роль играет в этом Агентство по технологическому развитию?
— На сегодняшний день сформирован комплекс из четырех направлений поддержки обратного инжиниринга. За две из них отвечает Агентство по технологическому развитию — финансирование создания российских комплектующих и образовательные программы для инженерных команд.
В рамках первого направления Агентство по технологическому развитию реализует грантовую программу обратного инжиниринга. Суть механизма состоит в финансировании разработки конструкторской документации на комплектующие для последующего их внедрения в серийное производство. Размер гранта может составлять до 100 млн рублей.
По второму направлению Агентство по технологическому развитию совместно с ведущими вузами разработало и реализует программу обучения обратному инжинирингу. В ней четыре трека, один из них — по химии, другой — по машиностроению, третий — по приборостроению, четвертый предназначен для управленческого состава предприятий. Среди прошедших подготовку по данной программе — специалисты «Тольяттиазота», «ФосАгро» и «ЕвроХима».
В 2024 году реализация мер поддержки обратного инжиниринга в России будет продолжена: планируется организация новых конкурсов на получение грантов и обучение сотрудников промышленных предприятий, в том числе из химической отрасли, агропромышленного комплекса, биотеха.
Понравилась статья?
Раз в неделю наши подписчики получают сводку актуальных новостей отрасли. Присоединяйтесь и вы!
Обсуждение0 комментариев